Клейтон М. Кристенсен

профессор Harvard Business School

Клейтон М. Кристенсен: «Иногда даже самые успешные и хорошо управляемые компании терпят крах под натиском новых технологий. И это не вина руководителей, это законы рынка. Но именно менеджеры, поняв суть конфликта между технологиями и потребителями, могут спасти свою компанию и наставить ее на путь инноваций, ведущий к успеху».

 

Клейтон М. Кристенсен – американский специалист по управлению, профессор бизнес-администрирования в Гарвардской школе бизнеса. Родился в Солт-Лейк-Сити в 1952 году. Степень магистра экономики и эконометрики получил в Оксфордском университете в 1977 году, написав диссертацию по экономике развивающихся стран. C 1979 по 1984 год – консультант в Boston Consulting Group, где специализировался на стратегиях компаний обрабатывающей промышленности. В 1982 году работал консультантом в Белом доме, где занимался вопросами транспорта. В 1992 году стал преподавателем Гарвардской школы бизнеса, вел курсы по управлению операциями, управлению технологией, общему менеджменту. Разработал курс по управлению инновациями.

 

В 1997 году опубликовал «Дилемму инноватора», названную лучшей в мире деловой книгой 1997 года (Global Business Book Award). В ней Кристенсен предложил теорию «подрывных» технологий. В настоящее время он возглавляет компанию Innosight, оказывающую консалтинговые услуги по управлению инновациями.

 

Революционная идея профессора Кристенсена состоит в том, что следует различать две формы разработки и выведения на рынок новых продуктов – иначе говоря, два вида инноваций: поддерживающие и «подрывные». Хорошо управляемые компании превосходно разрабатывают поддерживающие технологии для совершенствования тех характеристик продукта, которые имеют значение для потребителя. В таких компаниях сложилась практика:
• прислушиваться к потребителям;
• активно инвестировать в технологии, которые дают потребителям то, чего они хотят;
• стремиться к более высокой прибыльности;
• ориентироваться на более крупные, а не на мелкие рынки.

 

Все это способствует тому, что крупные компании не знают себе равных в деле совершенствования старых продуктов. Однако есть и другой тип продуктов, который традиционно вызывает панику на устоявшемся рынке. Их-то Кристенсен и назвал «подрывными» технологиями. Энди Гроув, основатель компании Intel, назвал это эффектом Кристенсена, а журнал Forbes – «атакой с черного хода».

 

В книге «Дилемма инноватора» описываются мощные силы, которые действуют в хорошо управляемых компаниях и не позволяют им самостоятельно разрабатывать «подрывные» технологии, заставляя бесконечно совершенствовать устаревающие поддерживающие технологии. В этих условиях перед современными руководителями, по мнению Кристенсена, стоит особенно сложная задача. Подобно Одиссею из греческого мифа, сумевшему провести свой корабль между чудовищами Сциллой и Харибдой, им предстоит уберечь свои компании как от «подрывных» атак молодых конкурентов, так и от бесконечной разрушительной гонки поддерживающих технологий. Профессор Кристенсен показывает современным Одиссеям, как понимание принципов технологического развития может помочь им и их компаниям выжить в океане инноваций.