Рэй Крок

основатель корпорации McDonald’s

Рэй Крок:
«Бизнес не похож на живопись. В бизнесе нельзя сделать финальный мазок кистью, повесить картину в музей и любоваться ею. Один из лозунгов, начертанных на стене главного офиса McDonald’s, гласит: «Ничто не ускользает так легко, как успех. Не жди, когда это случится».

 

Удача улыбнулась Рэю Кроку (1902–1984), основателю сети ресторанов McDonald’s, лишь когда ему исполнилось 52 года – в этом возрасте многие уже удаляются на заслуженный отдых. Тем не менее у Крока хватило времени, сил и энергии, чтобы сделать McDonald’s ведущей сетью ресторанов быстрого питания в мире. Идеи Крока произвели революцию в пищевой промышленности, изменили кулинарные пристрастия людей и задали новые стандарты в обслуживании клиентов.


Первый ресторан, открытый Кроком, стал приносить прибыль с первого же дня, хотя почти год потребовался на то, чтобы наладить четкую работу заведения. Крок делал все, что мог. Он не считал зазорным мыть пол шваброй или чистить туалеты, но основные его обязанности состояли в заказе продуктов и контроле процесса приготовления блюд. По задумке, первый ресторан должен был стать образцом для всех остальных. Энтузиазм Крока не имел границ. Он начал подумывать о поиске франчайзи и стал искать их в первую очередь в раздевалке своего загородного клуба: со временем многие его партнеры по гольфу стали преуспевающими владельцами ресторанов McDonald’s.


В то время денежные ресурсы Крока были ограничены – он платил служащим небольшую заработную плату, но был уверен в том, что повысит ее, когда McDonald’s станет одной из крупнейших компаний страны. В том, что это рано или поздно случится, он не сомневался. А пока вместо повышения зарплаты он раздавал сотрудникам акции. Позже их владельцы станут очень богатыми людьми, а на тот момент даже чикагские автобусные талончики стоили больше, чем акции McDonald’s.


Всякий раз, продав франшизу, Крок считал своим долгом обучить персонал компании – нового партнера и наладить в заведении целостную «макдоналдсовскую» систему. Для этого были созданы учебные курсы, из которых со временем вырос «Гамбургерский» университет. Также Крок сформировал научно-исследовательское подразделение, в котором проводились испытания новых продуктов. Даже дома глава McDonald’s постоянно ставил опыты с теми или иными дополнениями к меню. На его ранчо были полностью оснащенная экспериментальная кухня и опытная лаборатория.


Постепенно McDonald’s превратился в национальное достояние американцев. Рестораны открывались в любом месте, где было население (пригороды и города) и вторичная инфраструктура (школы, торговые центры, промышленные парки, стадионы и т. д.). Со временем компания завоевала и другие страны. «Каждый день солнце встает над новым рестораном McDonald’s», – любят повторять в корпорации.


Компания бурно растет и развивается до сих пор, даже после смерти своего основателя. До самых последних дней он не покладая рук трудился на благо McDonald’s. В последние годы жизни Крок практически не вставал с инвалидного кресла и тем не менее почти каждый день наведывался в офис компании. В 1983 году валовые продажи достигли отметки в 9 млрд долларов, а в декабре того же года журнал Esquire назвал Рэя Крока в числе 50 людей XX века, оказавших самое большое влияние на стиль жизни американцев. Он попал в категорию «великих провидцев» – вместе с психологом Абрахамом Маслоу, теологом Рейнолдом Нибуром и правозащитником Мартином Лютером Кингом.